"После хлеба самое главное для народа - школа"Ж. Дантон |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Берикульская основная общеобразовательная школа" |
|
Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по ее реализации.
Нормативное основание программы развития
1. Закон РФ «Об образовании». 2. Конвенция о правах ребенка. 3. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» 5. Программа развития муниципальной системы образования Ижморского района на период 2011-2016 г.г. 6. Устав образовательного учреждения . 7. Лицензия на право ведения образовательной деятельности разрешает осуществление следующего вида деятельности: начальное общее, основное общее образование. Программа разработана коллективом в составе директора школы Л.М. Нечепуренко, заместителя директора по УВР И.Х.Алексеевой, учителей В.Д. Киселева, И.В.Александровой , Н.В. Адымишиной. Цель программы Создание оптимальных социально-экономических условий для воспитания и обучения образованного и здорового гражданина в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Задачи программы - Изменение структуры и содержания образования. - Систематизация работы с талантливыми детьми. - Сохранение здоровья детей. - Создание комфортной и безопасной образовательной среды для участников образовательного процесса. - Развитие профессионализма педагогов. Этапы реализации 1. Ориентировочный (2011г.). Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния. 2. Основной (2012-2015 г.г.). переход образовательного учреждения в новое качественное состояние. 3. Обобщающий (2016г.). Анализ результатов и определение перспектив дальнейшего развития . Сроки реализации программы : 2011 г. -2016 г. Финансовое обеспечение программы Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: муниципальный бюджет, дополнительные привлеченные средства (предпринимательская деятельность, добровольные пожертвования) Управление программой Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы. Управление программой осуществляется директором школы. Ожидаемые результаты реализации программы - Внедрены ФГОС начального общего образования. - Повысилось качество образования. - Повысился профессиональный уровень педагогических кадров. - Внедряются здоровьесберегающие технологии в УВП. 2. Обоснование программы 2.1. Информационная справка о школе МОУ – Берикульская основная общеобразовательная школа Ижморского района Кемеровской области расположена в селе Берикуль, который удален от района на расстояние 36 км. Школа является центром спортивной, культурной жизни. В связи со сложной экономической и демографической обстановкой, начиная с 2000 года, в школе наблюдается сокращение численности учащихся. С 2010 года школа работает в условиях малокомплектности, малочисленности, которые вынуждают коллектив переходить на технологию разновозрастного обучения. Социум школы: Жители деревни (всего) - 370 чел. из них молодежь - 65 чел. Количество семей обучающихся – 21 Количество обучающихся школы – 24 Социальный паспорт школы Образование родителей: Основное – 27,2 %, Среднее – 31,8 %, Средне-специальное – 36,3%, Высшее – 4,5%. Социальное положение родителей:
Характеристика социального статуса семей обучающихся
Сведения о материально-технической базе и ее состоянии. Общая площадь основной общеобразовательной школы – 701 м2 .
Земельный участок 1 га. Участок озеленен, состояние удовлетворительное. Проектная наполняемость школы 100 учеников. В школе имеется кабинет директора, библиотека, спортивный зал, мастерская, кабинет технологии, столовая на 20 посадочных мест . Для обеспечения учебного процесса в школе имеются ТСО и компьютерная техника: 8 компьютера, 3 принтера, сканер, 1 телевизор, 1дивиди , 2 проигрывателя, 1 музыкальный центр. Имеется оборудование: компьютерная мебель на 5 мест, классных досок- 9 шт,. Фонд библиотеки Книжный фонд библиотеки составляет 2895 книг. Из них 350 –учебники. Школа работает над созданием видео-СD-аудиотеки. В данное время в школе имеются видеокассеты, СD с программным обеспечением практически по некоторым учебным предметам. Финансовое обеспечение Деятельность школы финансируется учредителем. Кадровые ресурсы Школа не полностью укомплектована кадрами, есть внешние совместители из других школ . В настоящее время в школе работают 10 педагогов, 1 директор. Пять на основной должности и пять педагогов внешних совместителей. Многие педагоги награждены грамотами Главы района, отдела образования. В школе работает 4 педагога – женщины. Один педагог мужчина. ИЗ НИХ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЮТ 2 – 63,6% СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ 3-36,4% ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ- 0 УЧИТЕЛЬ 1 КАТЕГОРИЮ- 2 УЧИТЕЛЯ УЧИТЕЛЯ ИМЕЮТ СТАЖ РАБОТЫ: ДО 5 ЛЕТ- 0 ЧЕЛОВЕКА ДО 10 ЛЕТ –0 ЧЕЛОВЕКА ДО 20 ЛЕТ- 1 ЧЕЛОВЕКА СВЫШЕ 25 ЛЕТ- 4 ЧЕЛОВЕКА ВОЗРАСТ УЧИТЕЛЕЙ: ДО 25 ЛЕТ- 0 ЧЕЛОВЕК 25-35 ЛЕТ- 0 ЧЕЛОВЕК 35-55 ЛЕТ-4 ЧЕЛОВЕКА ПЕНСИОНЕРЫ: 1 ЧЕЛОВЕК СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ ПЕДАГОГОВ-35 ЛЕТ СРЕДНЯЯ НАГРУЗКА НА ПЕДАГОГА – 10 ЧАСОВ Современные образовательные практики, применяемые в школе: -разновозрастное обучение, -личностно-ориентированное обучение (дифференцированное) обучение Переход на разновозрастное обучение стал для школы необходимостью, поскольку классы сформированы в класс-комплекты. Так, на данный момент педагоги обучают : 1 класс-комплект – учащиеся1, 2, 3,4 классов (8 человек), 2 класс- комплект- учащиеся 5-6 классов (8 человек) 3 класс- комплект- учащиеся 7 класса (3 человека) 4 класс- комплект- учащиеся 8-9 классов (5 человек) Информатизация образовательного процесса Информационно-коммуникационные технологии используются не только в образовательном процессе, но и для предъявления школьным сообществом результатов своей деятельности. Так, традиционным стало выступление выпускников школы с презентацией о своей школьной жизни и выпуск школьной газет. Ежегодно проходят концерты учащихся школы, организуются массовые народные гуляния и спортивные праздники. Школа оснащена современными информационными технологиями: программным обеспечением, электронной почтой, доступом в сеть Интернет, имеет свой сайт. Обеспечение доступности качественного образования Школа обеспечивает преемственность образовательных программ . Так, если начальная школа работает по программе «Школа России», то основная школа также реализует данную программу . Процент учащихся, получивших основное общее образование и поступивших в проф. училища и другие образовательные учреждения
Из таблицы видно, что все выпускники школы получили основное общее образование. Почти все дети продолжают учебу в ПУ и техникумы Для организации предпрофильного обучения школа сотрудничает с профессиональными училищем. В рамках этого сотрудничества ученики школы выезжают в училище, где знакомятся с возможностями учреждений, с коллективом студентов и преподавателей. Для ребят, которые еще не определились с выбором профессии, открыты двери средних общеобразовательных школ района, с которыми также налажен тесный контакт. Сочетание принципов единоначалия и самоуправления В соответствии с Уставом школы в системе управления школой существует Управляющий Совет школы, выступающий в роли коллегиального органа управления, который включает в себя представителей местного сообщества, директора школы и представителей всех участников жизни школы. Органами самоуправления участников школьной жизни являются: - школьная организация «Юное поколение», - родительский комитет. В школе документально оформлен механизм взаимодействия органов самоуправления между собой и их взаимодействия с Советом школы и директором школы. Это:
Способами информирования о работе органов управления и самоуправления являются оперативные линейки, классные и общешкольные собрания, доска объявлений. Создание условий для сохранения здоровья обучающихся В школе существуют следующие подходы к оценке состояния здоровья: - мониторинг состояния здоровья, - данные медицинского осмотра, - анкетирование учащихся и их родителей по вопросам здоровья, - выпуск индивидуальных, групповых «Листков Здоровья» на злободневные темы. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ: В ШКОЛЕ РЕГУЛЯРНО ПРОВОДИТСЯ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ДЕТЕЙ.
На основании ежегодного мониторинга состояния здоровья школа принимает следующие меры и действия по сохранению здоровья и профилактике заболеваний: -ежегодный качественный медицинский осмотр, -организация горячего питания для 100% учащихся, -введение третьего часа физической культуры, -организация динамической паузы, -проведение двигательных минуток на каждом уроке, -ежедневная утренняя зарядка, -проведение недели здоровья каждую четверть, -проведение спортивных праздников, -совместные акции с общественностью деревни и района по пропаганде современных видов спорта, профилактике вредных привычек. В учреждении существует практика обеспечения психологической безопасности: -наличие системы психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся классными руководителями, -обеспечение благоприятного психологического климата в классах, школе; -эмоциональное состояние детей поддерживается доверительным, доброжелательным стилем педагогического общения; -благодаря созданному комфортному микроклимату учителя все реже обращаются к врачам с жалобами на здоровье (об этом свидетельствует факт отсутствия за последние годы больничных листов). Обеспечение условий пожарной безопасности и условий охраны труда участников образовательного процесса в Учреждении Школа сотрудничает с правоохранительными органами по делам несовершеннолетних Школа снабжена пожароохранной сигнализацией. Школьное питание соответствует требованиям Госсанэпидемнадзора и согласовано с Роспотребнадзором. Учебные тренировки поведения в чрезвычайных ситуациях проводятся по плану школы один раз в четверть. Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся На территории школы организовывается внеурочная деятельность обучающихся, ведется работа кружка. Для будущих первоклассников учреждение организует занятия для подготовки к школе. В школе организуется проектная деятельность школьников, которая выражается в создании и реализации социально значимых для школы, деревни и района проектов ( «Я гражданин России»). 2.2. Проблемный анализ состояния школы На протяжении многих лет количество учащихся неуклонно снижается. Проблема малочисленности приводит к целому ряду вытекающих из нее проблем: сокращение объема финансирования, слияние классов в класс-комплекты, уменьшение нагрузки учителей. В результате учитель вынужден увеличивать свою нагрузку за счет того, что ведет уроки по разным предметам, получив для этого специальную подготовку. Все перечисленные проблемы и вдобавок к тому безразличное отношение родителей учащихся к обучению приводит к падению качества знаний. Качество знаний учащихся за последние три года
Анализ этого показателя за последние три года показывает, что качество знаний в среднем звене нестабильно. Объясняется это тем, что в среднем звене внимание родителей к делам своего ребенка в школе значительно снижается. Об этом говорит низкий уровень посещаемости родительских собраний, отсутствие внимания на замечания учителей в дневниках учащихся, игнорирование на вызов в школу по причине слабой успеваемости или плохого поведения. Со своей стороны педагоги школы делают все возможное для повышения качества знаний: -индивидуальный подход к каждому ученику, -дифференциация заданий, -индивидуальные занятия со слабоуспевающими детьми, -применение ИКТ-технологий для повышения заинтересованности и мотивации учащихся. С детьми, проявляющими свои способности по какому-либо предмету, педагоги также работают, принимая с ними участие в районных мероприятиях (конкурс чтецов, конкурсы по ИЗО и художественному труду, спортивные соревнования, предметные олимпиады). Не утешительны данные о состоянии здоровья обучающихся:
Вышеперечисленные данные показывают, что отклонения в здоровье имеет большинство учащихся. По данным углубленного медосмотра уже в начальной школе нет абсолютно здоровых детей. Поступая в школу, дети имеют хронические заболевания. Около 30 % учеников начальной школы - дети ослабленные Рост количества некоторых заболеваний объясняется поступлением в школу учащихся с отклонениями в здоровье. Кроме того, число заболеваний растет еще и по причине малоподвижного образа жизни, неправильного питания, отсутствием системы качественного медицинского осмотра детей узкими специалистами. В процессе взросления проявляется еще один фактор, негативно влияющий на образ жизни детей и, как результат, на состояние их здоровья. Это вредные привычки, прежде всего курение и употребление алкоголя. По результатам анкет, проведенных классными руководителями, оказалось, что курить дети начинают с 8-9 лет, среди учащихся школы не курят 85%. Педагоги школы систематически проводят профилактические беседы, как с детьми, так и с родителями учащихся о здоровом образе жизни, вреде курения и алкоголя для детского организма. Однако принимаемые меры не имеют должного эффекта: учащиеся продолжают курить, не смотря на запреты. Усугубляется проблема еще и равнодушием родителей, которые сами провоцируют детей к употреблению табачных изделий. Система внеурочной деятельности, организованная силами педагогов школы, охватывает 33% учащихся. Таким образом, все вышеперечисленные проблемы и причины их возникновения можно обозначить в таблице: Проблемы школы и причины их возникновения
Считаем, что очень важной проблемой для нашей школы является вопрос сохранения и выживания. Вопрос о закрытии малочисленных школ на данный момент актуальный. «Закрытие школы в большинстве случаев – это моральное преступление. У школы на селе наиважнейшая актуальнейшая задача – удержание территории. В Америке развивается американская однокомнатная школа, а по всей Европе действует принцип: малое - прекрасно». Коллектив нашей школы делает все возможное для того, чтобы развивать современную школу, а значит, сохранить деревню, в которой она находится: участвует в районных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях. 2.3. Концепция новой школы В соответствии с Комплексной Программой развития системы образования Российской Федерации, Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Программой развития системы образования Кемеровской области, Программой развития системы образования Ижморского района до 2016 года, Уставом школы, образовательной программой школы, а также на основании глубокого анализа деятельности школы педагогический коллектив совместно с коллективом родителей и учащихся разработал Программу развития МОУ – Берикульская основная общеобразовательная школа на период до 2016 года. Долгосрочная цель программы исходит из концепции развития школы: создание социокультурного центра в деревне, поскольку главная идея развития школы – идея школоцентризма. Среднесрочная цель программы : создание оптимальных социально-экономических условий для воспитания и обучения образованного и здорового гражданина в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Приоритетные направления развития школы: -организация и содержание школьного образования, -укрепление материально-технической базы и создание безопасных условий функционирования, -профессиональное развитие педагогов, -сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, -работа с талантливыми детьми. Предмет изменений в школе (какие причины будут устранены)
С законом об образовании можно ознакомиться пройдя по ссылке: |
МКОУ "Берикульская ООШ"Адрес: 652 131 Россия, Кемеровская область, Ижморский район, с. Берикуль, ул. Ленина, 62 а Телефон: 8 (384 59 31-58-4) E-mail: berikul1@rambler.ru |
© berikulscool |